22 вар. Цыбулько 2014. Текст по Б. Бим-Баду

(1)Высшее,  чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.
(4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману.
(6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им
результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо
противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать,
допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии.
(9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь
отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на
вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)Знание состоит из «пониманий» и является
достоянием науки. (13)Знание нуждается в информации, но не сводится к ней —
оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда
противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение
к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не
столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было
доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять
безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.
(18)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мною директор школы. (20)0н
с явной гордостью рассказал мне, что у него в школе дети без всякой подготовки
пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привёл примеры действительно
очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения
в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-
то своё. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых
своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих
«мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)
Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что
и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь
человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой?
(28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны...
(По Б. Бим-Баду*)


* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 19-41 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.


Комментариев нет:

Отправить комментарий