20 вар. Цыбулько 2014. Текст по Н. Горлановой

(1)Что делает учителя настоящим профессионалом? (2)3нание предмета?
(З)Наверное, да. (4)Но самое главное — учитель должен быть личностью.
(5)Я хорошо знала Елену Николаевну — замечательную учительницу литературы.
(6)При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб
личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (7)И она ушла
работать в школу рабочей молодёжи, где я как раз служила библиотекарем.
(8)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну!
(9)3нала, да не знала! (10)В одном из номеров журнала «Урал» за прошлый год
была опубликована повесть её ученицы Марины Голубицкой «Вот и вся любовь»,
в которой приведены письма Елены Николаевны из-за границы, много её
прекрасных писем. (11)Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам,
её память о каждом из них так поразили меня!
(12)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые
благодарные слёзы. (13)Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина
Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что
жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (14)А более всего
меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (15)Как
любила учительница своих учеников! (16)И они отплатили ей взаимностью! (17)Когда
Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и
болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали...
(18)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной
долгий разговор о «Вишнёвом саде». (19)Она говорила: «У Лопахина есть умение жить,
но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
(20)—  Будет ли когда-то в России время, при котором это всё уместится в одном
человеке? — спросила я.
(21)Помню,  как иронично она на меня посмотрела в ответ...
(22)Но  как она тосковала по этой России там — за границей! (23)Перечитывала
любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине.
(24)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (25)Её терпение было
красиво.
(26)И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, то вдруг
отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (27)Как Гоголь. (28)Но это я так
думаю. (29)Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце...
(ЗО)Но остались ученики — много учеников. (31)И все помнят её уроки, её мысли,
её доброту и широту. (32)И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь —
там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть нею на скамейке, чтоб
наговориться всласть...
(По Н. Горлановой*)

*Нина Викторовна Горланова (род. в 1947 г.) — российская писательница, публицист.


Комментариев нет:

Отправить комментарий