16 вар. Цыбулько 2014. Текст по Н. Карамзину

(I)Человек  любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность
есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа
физической. (З)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом,
не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так
сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть
первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения
какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы
своей. (б)Лапландец, рождённый почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни
на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию:
он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние
солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как
свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет
и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис,
оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы
и для человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого
влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут
быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не
бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она
не была бы тогда общею.
(II)С  кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Душа их сообразуется
с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством
наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца.
(13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались
и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и
первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо
время утверждает привычку.
(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг
друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних
разговорах! (15)0ни видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая
личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется,
что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели
прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители
одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую
им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев.
(По Н. Карамзину*)


*Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — русский историк-историограф, писатель,
поэт; создатель «Истории государства Российского* — одного из первых обобщающих трудов
по истории России.


Комментариев нет:

Отправить комментарий