(I)Старая деревня
с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие.
(2)А это значит — рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на
которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор
и литература, её чудо-язык. (З)Деревня — наши истоки, наши корни. (4)Деревня —
материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.
(2)А это значит — рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на
которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор
и литература, её чудо-язык. (З)Деревня — наши истоки, наши корни. (4)Деревня —
материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.
(5)И вот
сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы
с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека,
который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.
с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека,
который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.
(6)Ох, немного
выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на
плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей
сегодняшней жизни!
плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей
сегодняшней жизни!
(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей
войне.
(9)Ведь это она, русская баба, своей
сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом
году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская Армия.
году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская Армия.
(10)А как, какой мерой измерить
подвиг всё той же русской бабы в послевоенную
пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила
и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки
несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!
пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила
и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки
несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!
(II)Так что
же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на
время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним
«Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь
В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской
жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью
и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя
и запоздалая благодарность.
время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним
«Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь
В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской
жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью
и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя
и запоздалая благодарность.
(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего
поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали
пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали
пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур
доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная
самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к
самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому —
да всего не перечислишь.
доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная
самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к
самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому —
да всего не перечислишь.
(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более
благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества.
(18)И одна из главнейших задач современной литературы — предостеречь молодёжь
от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный
багаж, накопленный предшествующими поколениями.
благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества.
(18)И одна из главнейших задач современной литературы — предостеречь молодёжь
от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный
багаж, накопленный предшествующими поколениями.
(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды,
памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и
напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной
культуры, накопленной вековым народным опытом...
памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и
напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной
культуры, накопленной вековым народным опытом...
(По Ф. Абрамову*)
*Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) — российский писатель,
литературовед,
публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» — значительного
направления советской литературы 1960-1980-х годов.
публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» — значительного
направления советской литературы 1960-1980-х годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий