12 вар. Цыбулько 2014. Текст по Ф. Абрамову

(I)Старая   деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие.
(2)А это значит — рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на
которой выросла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор
и литература, её чудо-язык. (З)Деревня — наши истоки, наши корни. (4)Деревня —
материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер.
(5)И   вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы
с новым, особым, обострённым вниманием вглядываемся в тот тип человека,
который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.
(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на
плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей
сегодняшней жизни!
(8)Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне.
(9)Ведь  это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом
году открыла второй фронт, тот фронт, которого так жаждала Советская Армия.
(10)А    как, какой мерой измерить подвиг всё той же русской бабы в послевоенную
пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила
и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки
несла свой тяжкий крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!
(II)Так     что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на
время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12)Вспомним
«Матрёнин двор» А. Солженицына, «Последний срок» В. Распутина, героинь
В. Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской
жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной лёгкостью
и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя
и запоздалая благодарность.
(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего
поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали
пропасть России в годы самых тяжких испытаний.
(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур
доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная
самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к
самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому —
да всего не перечислишь.
(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более
благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества.
(18)И одна из главнейших задач современной литературы — предостеречь молодёжь
от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный
багаж, накопленный предшествующими поколениями.
(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды,
памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и
напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной
культуры, накопленной вековым народным опытом...
(По Ф. Абрамову*)


*Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) — российский писатель, литературовед,
публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» — значительного
направления советской литературы 1960-1980-х годов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий